Архив портала Грантов 2013-2016
Государственная поддержка ННО, участвующих в развитии институтов гражданского общества
и реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина

Проект: «Общественный контроль за качеством капитального ремонта жилыхдомов: создание комфортных условий для жизни»

20 октября 2017

ИНФОРМАЦИЯ о ходе мониторинга за качеством проводимых работ

Автор статьи: А.И. Дюкарова

Иркутская региональная общественная организация «Ассоциация по защите прав потребителей, малого и среднего бизнеса Приангарья»

Региональный центр Общественного контроля в сфере ЖКХ, потребительского рынка и услуг в Иркутской области

 

ИНФОРМАЦИЯ

о ходе мониторинга за качеством проводимых работ (услуг) капитального ремонта МКД территорий Иркутской области в соответствии с краткосрочным планом 2017 года в рамках исполнения грантового проекта Президента РФ (Распоряжение № 68-рп от 05.04.2016 года) на тему «Общественный контроль за качеством капитального ремонта в жилых домах: создание комфортных условий для жизни».

 

 

ИРОО «Ассоциация по защите прав потребителей, малого и среднего бизнеса Приангарья» в рамках обязательств по исполнению проекта «Общественный контроль за качеством капитального ремонта жилых домов: создание комфортных условий для жизни» приняла на себя обязательство произвести в 2017 году мониторинг в 300 МКД, расположенных в 10-ти крупных муниципалитетах области (г. Иркутск с 4-мя округами, г. Ангарск, Шелехов, Усолье-Сибирское, Нижнеудинск, Зима, Саянск, Свирск, Братск и Усть-Илимск), из всех подлежащих, в соответствии с краткосрочным планом капитально-ремонтных работ на 2017-2019 гг., капитальному ремонту МКД в Иркутской области в количестве 343 МКД в 2017 году.

Для реализации указанного обязательства во всех территориях были образованы группы Общественного контроля, определены их руководители .Удалось привлечь граждан на общественных началах – 147 человек, в том числе 65 человек, выступивших в качестве общественных контролеров-участников проекта; 44 человека – председатели Советов МКД и лица, назначенные собственниками по протоколу общего собрания в качестве уполномоченных за соблюдением качества проводимых капитально-ремонтных работ; 17 человек – активные неравнодушные граждане-собственники.

Подготовлены для участников проекта формы документов трех видов для использования при проведении контрольно-мониторинговой деятельности за ходом выполнения работ по капитальному ремонту, для которых за основу были взяты требования договоров Заказчика (Фонда) к подрядчику (исполнителю работ) и организации, осуществляющей строительный контроль. 

Для освещения хода проведения капитально-ремонтных работ были привлечены СМИ для информирования собственников об их правах, а также о выявленных нарушениях. Была установлена линия взаимодействия с ответственными лицами за качеством капремонтов в домах и с их представителями, что поспособствовало проведению качественного мониторинга, сбору реальной информации о фактическом положении дел на местах.

Положительный эффект получен и от размещения на каждом из МКД, подлежащих капремонту, информационных табличек с информацией о том, кто проводит кап. ремонт, в какие сроки и координаты с контактным телефоном «горячей линии» в круглосуточном режиме организации, осуществляющей Общественный контроль, посредством которой обратилось в Общество более 200 человек, из которых 105 – в последние два месяца III квартала: август и сентябрь 2017 года. Сентябрь – период окончания проведения капитальных ремонтов и приема результатов выполненных работ.

В данный период было организовано 13 телепередач, главной темой которых стало неудовлетворительное качество проведенных работ по капитальному ремонту МКД и намеренное несоблюдение сроков их выполнения.

Материалы контрольно-мониторинговой деятельности на постоянной основе выкладывались в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – в группу Общества во Вконтакте и на собственную страничку в Instagram.

В результате в социальной сети Вконтакте создано 178 постов, которые посмотрели 6451 раз. В группе 1135 подписчиков. В социальной сети Instagram 81 публикация и 56 подписчиков.

В СМИ опубликовано 73 материала, 9 из которых – в печатных изданиях, на телевидении – 21 сюжет, в электронных изданиях – 43 записи.

Региональная Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области на 2014-2043 годы в 15 тысяч МКД, подлежащих капремонту или в среднем ежегодно необходимо проводить капремонтов в 500 МКД.

На начало ее формирования (2013 год) в Программу капремонта включены были до 5 тыс. МКД (30% от общего числа МКД Программы) с износом выше 70%, которые по принадлежности должны были переведены в разряд ветхого или аварийного жилья в этот же период формировавшейся программы в регионе «Аварийное жилье» (2012 года).

Понимая невозможности проведения капремонтов в таких домах построек более ранних годов (1935-1940-1950 годов) с их качеством постройки в аварийном режиме временного жилья в период возведения объектов промышленного производства комсомольских строек территорий области (Иркутск, Ангарск, Братск, Усть-Илимск) Законодательным собранием Иркутской области поддержано предложение и в 2017 году принято решение в число видов работ капитального ремонта МКД включить обследование МКД на предмет возможности или невозможности проведения работ капремонтов в таких домах, но теперь уже за счет средств собственников собираемых на капитальный ремонт. В настоящее время таких заключений «отсутствие возможности проведения капремонтов в таких строениях» насчитывается до 500 МКД, освобождающих Фонд капитального ремонта Иркутской области от проведения таких ремонтов, но не решен вопрос теми же органами власти о переводе (отнесении) данного жилого фонда:

а) в категорию «аварийное жилье»

б) освобождение собственников от уплаты обязательных платежей за капремонт, что не допустимо по отношении к людям.

Как правило, в таком жилье проживают малоимущие семьи, подчас неблагополучные, а также не малое количество людей старшего поколения, отдавшие свои силы и жизни, работая на тех же комсомольских стройках, возведя гигантские комплексы промышленного производства территорий.

Сложившаяся планомерная ситуация в области в части организации капитальных ремонтов МКД и формирование Программы повлекли за собой препятствие гражданам и собственникам жилых помещений в многоквартирных домах использовать свое право выбора способа формирования капитального ремонта посредством открытия специальных счетов МКД для накопления средств дома на капитальный ремонт при формировании Региональной программы капитального ремонта (2013-2014 гг.)

Успешно в 2017 году самостоятельно провели капремонт 10-ть МКД городов области: Саянск, Усть-Илимск, Железногорск-Илимский, которые выбрали такой способ накопления средств, как специальный счет.

Но вместе с тем в Иркутской области проходят как бы «целенаправленные» процессы избавления от альтернативного, проверенного в фактическом действии и работе накопление средств и проведение капитальных ремонтов в домах, избравших специальный счет.

Помнится как на начало действия региональной Программы (2014 год), власти всех уровней вместо оказания содействия гражданам (собственникам) в выборе способа формирования средств на капремонт – «общий котел» либо специальный счет (особенно новостройкам), самоустранились от этой обязанности, но спешно поторопились принять свое решение о включении МКД, пожелавшим быть на специальном счете, региональному оператору (общий котел), пристрастно принимали протоколы общих собраний собственников МКД, выбравших  спецсчет. Из 1000 протоколов, пожелавших в домах вести спец.счета, оказались прошедшими чуть более 300 МКД (2%) к общему числу МКД и это только МКД областного центра – город Иркутск, территории области молчали.

Следующим этапом «действий чиновников» явилось принятие решения органами местного самоуправления (по законодательству – правомочный орган) в конце 2016 года о возвращении (принудительном переводе) МКД со спец. счетами в Фонд капитального ремонта (общий котел) 116 МКД, из них 103 МКД города Иркутска.

Об этом многозначительно информировал в своей публикации «В Иркутской области дома начали возвращаться в фонд капитального ремонта», генеральный директор фонда капремонта. Теперь, на май 2017 года, значится в области всего 101 МКД (менее 1%) со спецсчетами.

Законодательно в Иркутской области путем внесения изменений в областной Закон о капремонте закрепили административную ответственность за непредставление отчетности по спецсчетам платежей и взносов, забыв о своих обязанностях защиты народа, своих избирателей.

Собственник не способен сам самоорганизоваться в доме, в частности по предоставлению платежных документов на оплату обязательных взносов на капремонт. На Федеральном уровне внесенные предложения по вменению обязанностей Фондам капитального ремонта регионов направлять собственникам МКД со специальными счетами платежные документы (квитанции) не нашло поддержки.

Это одна и основная причина (платежные документы – квитанции) по которой МКД со спецсчетами не выдерживают требований, а властям – это «выгодно».

По этой причине в Иркутской области снова же Законодательным собранием области не принято решение об освобождении от уплаты взносов на капремонт новостроек МКД после сдачи в эксплуатацию с гарантийным сроком качества (5-ть лет).

А именно, 29 июня 2015 года вступили в силу изменения в Жилищный Кодекс РФ, внесенный Федеральным Законом № 176-ФЗ от 29.06.2015 года, где предусмотрено право субъектов РФ установить временную отмену начисления взносов на капительный ремонт для вновь построенного жилья на срок, не превышающий 5-ть лет. Граждане Иркутской области – собственники вновь построенного жилья, вместо послабления получили ужесточение. Депутаты Законодательного собрания области 30 июня 2016 года на своем заседании сессии установили шестимесячный срок наступления обязанности по уплате обязательного платежа на капремонт после утверждения региональной программы и включения в нее домов (изменения для собственников квартир в новостройках Иркутской области. Девиз «Должны платить» из интернет источников Законодательного собрания Иркутской области).

Каждый собственник обязан платить ежемесячные взносы за капремонт, и он имеет право знать на что и в каком объеме идут его деньги. Суть аудита капремонта обязана сводиться к этому так как:

- расходы средств собственников на капремонт составляют по 2017 году в Иркутской области 93,6% (1 млрд. 33 млн. руб.);

- областной бюджет принимает участие в размере 0,04% (5 млн. руб.);

- поступление из иных источников – это не муниципальная поддержка капитального ремонта (не уточняется в краткосрочном плане капремонта 2017 года) возможны!!! обязательные платежи (сборы) с муниципалитетов, равно как и с граждан-собственников, за муниципальный жилой и не жилой фонд – 7% в размере 85 млн. руб.

Кто, как и почему заказал аудиты Фонда капитального ремонта 2014-2015-2016 гг. на затраты их планов работы стоимостью выполненных аудитов соответственно в 90 тыс. руб., 40 тыс. руб. и 40 тыс. руб. (это деньги снова же налогоплательщиков). Суть этих аудитов сводится к расходованию средств регионального бюджета, направляемых на содержание регионального фонда капитального ремонта Иркутской области при том, что регион (Иркутская область) в своем составе имеет специализированное подразделение – Службу государственного финансового контроля Иркутской области в количестве более 50-ти человек сотрудников, призванной контролировать расходование средств регионального бюджета по назначению, в том числе и на содержание Фонда капитального ремонта.

Явным и существенными недостатками в процедуре капремонта являются:

- использование подрядными организациями, значащимися в реестре квалифицированных подрядных организаций Иркутской области, наемной рабочей силы стихийно организованных стройбригад без оформления на то субподрядных договоров по причине, как правило, отсутствия всевозможных допусков, свидетельств на исполнение работ капитального строительства и ремонта, и что немаловажно, материальной заинтересованности подрядчиков;

- наряду с полномочиями, не определена степень ответственности каждого из участников процесса: исполнителей работ ремонтов, организаторов, включая региональную и муниципальную власти на местах. Отдано все на откуп, только не понятно кому???

- аудиты расходования средств обязательного платежа (взносы) на капремонт не проводятся. Обороты людских денег достигли миллиарды.

- отчета перед собственниками за их расходованием не осуществляется;

- прозрачности в планировании работ и денежных средств не наблюдается;

- делового и четкого взаимодействия организаторов, власти всех уровней с собственниками жилья в МКД не происходит. Деньги сугубо людские, а люди остаются незамеченными и на последнем плане. «Кто платит – тот и музыку заказывает», а не наоборот. Менталитет чиновника нашего региона не меняется.

Все, это стало причиной нежелательного исполнения и применения Постановления Правительства Российской Федерации № 615 о формировании реестров квалифицированных подрядных организаций так последовательного и прозрачного для всех участников процесса капремонта.

Региональная программа капремонта 2014-2043 гг. (на 30 лет) включает в себя 15 тыс. МКД. Каждый год в среднем 500 домов. Фактически отремонтировано в 2015- 95, 2016 – 145, на 2017- запланировано 343, но в этом году принято решение краткосрочный план не на один год, а трехлетку 2017-2019 гг. в 3 года провести ремонты в 1703 доме. Намерения благие.

Всем следует понимать – капремонт МКД – это ремонт всех фрагментов МКД крыши, фасады, инженерии и придомовой территории, тогда это капремонт дома, а если что-то одно-два, то это не дом, а фрагмент дома.

На начало каждого календарного года формируется список МКД (домов), а не из фрагментов в доме (крыш и подвалов), как бы трехлетний план нас в этом не запутал.

Следить за этим в первую очередь собственникам. Дом – это Ваша крепость, Ваша коллективная ответственность.

Фондом были заключены – по состоянию на 30 сентября 2017 года – с подрядчиками договоры на исполнение ремонтно-строительных работ с учетом проведенных аукционов (281 МКД) в 129 МКД . Таким образом, 129 МКД составляют 46% от общего числа вынесенных на аукцион МКД, на которые разыгрывались права по заключению договоров о проведении в них капитального ремонта. По итогам первого полугодия 2017 года заключенных договоров на проведение работ в МКД было 113 – 41% от общего числа. (см. цифровую таблицу результатов)

 

Наименование территории Иркутской области.

Плановое задание по ремонту МКД на 2017 г.

Фактические показатели

Качественные показатели

 

Приме-чания

МКД, направленные на аукционы

% от общего числа

1. Состоявши-еся аукционы

2. Проведен-ный комплекс видов работ

По одному виду работ

Оценка тех. состояния проектир. капремонта

1

Иркутск

151

139

93%

70 (50%)

15

54 (50%)

 

В т. ч.

Октябрьский округ

48

53

 

33

6

14

 

Ленинский округ

36

22

 

7

-

15

 

Свердловский округ

43

43

 

26

9

8

 

Правобережный округ

24

21

 

4

-

17

 

2

Ангарск

56

50

89%

16 (32%)

1

27

 

3

Братск

32

31

97%

11 (37%)

14

6

 

4

Усть-Илимск

12

12

100%

- (0%)

5

6

 

5

Шелехов

14

14

100%

6 (35%)

8

 

 

6

Нижнеудинск

5

5

100%

5 (100%)

-

-

 

7

Свирск

4

4

100%

4 (100%)

-

-

 

8

Усолье-Сибирское

19

18

95%

16 (88%)

 

2

 

9

Саянск

5

5

100%

1 (20%)

 

4

 

10

Зима

3

3

100%

0 (0%)

 

3

 

 

Итого

300

281

95%

129 (46%)

43

104

 

 

• В реестре квалифицированных подрядчиков в области значится 92 подрядные организации;

• Приняли участие в аукционах и выиграли их – 20 подрядных организаций (21%), которые имеют место расположения:

            - в г. Иркутске – 13 (65%);

            - в г. Братске – 2;

            - в г. Усолье-Сибирское, Ангарск, Свирск и г. Москва – по 1.

    Данными подрядными организациями проведено 782 вида работ в МКД. В 20 МКД проводились работы по одному виду – замена лифтов и лифтового оборудования (Ангарск, Братск, Усть-Илимск), а в 104 МКД проводились работы по оценке технического состояния и работы по проектированию капремонтов, как подготовительного этапа перед оформлением документации и проведением непосредственно самих капремонтов.

   Как результат, к примеру:

- ООО Финансово-строительная компания «Милана» (г. Иркутск) в 43 МКД провела 135 видов работ в городах: Ангарск, Шелехов, Нижнеудинск и Иркутск;

- ООО «Инвертор» (г. Иркутск) провел работы в 34 МКД и выполнил 133 вида работ в Шелехове и Иркутске;

- ООО Торгово-строительная компания «Сибирь» (г. Иркутск) провела работы в 19 МКД и выполнила 97 видов работ Ангарске, Шелехове и Иркутске;

- ООО «Востоктяжстрой Усолье» провел работы в 11 МКД и выполнил 32 вида работ в г. Усолье-Сибирское;

- ООО «Автоматика» (г. Свирск) провела работы в 5-ти МКД и выполнила 23 вида работ в Свирске и Саянске.

Итого 5-ть подрядных организаций осуществили работы капремонта в 2017 году в 113 МКД и выполнили в них 420 видов работ (54%)

Приведенные выше данные по темпам исполнения краткосрочного плана в 2017 году – не что иное как срыв Программы с отсутствием нормальной организации проведения капремонтов МКД. Кадровая несостоятельность подрядных организаций создала условия, при которой подрядчики перепоручают свои обязанности наемной рабочей силе, – бригадам – но без заключения необходимых в таких случаях договоров субподряда, при этом не принимая во внимание факт наличия в областном реестре квалифицированных подрядчиков  свободных 70-ти подрядных организаций, которые могли бы выполнить все необходимые работы по договору субподряда официально, оперативно и качественно. К примеру, местный подрядчик г. Ангарска, состоящий в областном реестре квалифицированных подрядных организаций ОООСПК «Вертикаль»,  берет подряд в северной территории области (г. Братск) за 600км от своего местонахождения, а город Ангарск закрывают «Иркутские монстры» - ООО Милана и ООО «Сибирь». Вот оно качество и количество!

Наряду с полномочиями, остается неопределенной степень ответственности каждого из участников процесса капитального ремонта: исполнителей работ и организаторов, включая региональные и муниципальные органы власти.

Пришло время включать «машину» капремонта – на счетах Фонда капремонта порядка 4 миллиардов людских рублей. Тем более обоснование тому содержится в Постановлении Правительства Иркутской области от 20.10.2014 № 510-пп (в редакции от 27.07.2015 г.) «Об установлении размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Иркутской области, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя их минимального размера взноса на капитальный ремонт».

            Постановление это- не что иное как механизм увеличения стоимости затрат на проведение капремонтов, которое обусловит резкое снижение количества отремонтированных домов. О плановых 500 МКД, которые предполагаются к ремонту в каждый последующий год, думать, как предполагается, совсем и не придется. Или снова власти будут «напрягать» собственников путем увеличения ежемесячных взносов на капремонт.

            Комментарии заинтересованных лиц: поправки, увеличивающие предельные траты на капремонты МКД позволят не только увеличить и улучшить качество проводимых работ, но и расширит круг подрядных организаций, готовых вести капремонт.

            Цель сработала, тут же 15 сентября в рамках заседания комитета по собственности и экономической политике Законодательного Собрания Иркутской области был поднят вопрос, почему Фонд капремонта «не вышел» на выполнение плановых показателей, принятых еще в 2014 году, объяснение последовало недостаточно подрядчиков на исполнение работ капремонта. Принято решение вернуться к данному вопросу на сессии Заксобрания в ноябре.

            «Ожидаемо подданная» мысль реализована, и 29 сентября объявлен очередной предварительный отбор компаний для включения в реестр квалифицированных подрядных организаций. Кого не хватает в этом реестре – очевидно – подрядчиков местного значения в территориях? Итоги увидим. Объяснение всему – строительную отрасль области представляют руководители высшего и среднего уровней законодательной и исполнительной власти региона. Спикер ЗС – руководитель СРО (саморегулируемой организации) строителей Иркутской области.

            Своими силами никому в области не справится, только из вне и независимым. Московские гости Цыцин и Степашин, приехавшие в июле текущего года с разбирательством о расходованных 25 миллиардах рублей на переселение из аварийного жилья и проведенных капремонтов более, чем 2 тыс. домов по Постановлению Правительства РФ № 185, озвучили эти цифры в СМИ, объявили о намерениях проведения квалифицированной проверки и уехали с единственной фразой: «Братск пообещал до конца года погасить задолженность».

            Во всей России Иркутская область занимает одно из лидирующих мест (3-е) по наличию аварийного жилья!!!

            Второе, с чем мы серьезно столкнемся – замена лифтов в МКД, причем эти лифты находятся в рабочем состоянии, единственное, что муссируется – по истечению срока эксплуатации, сплошняком в 4-х городах области: 2 города северной территории – Братск и Усть-Илимск, областной центр г. Иркутск и Ангарск.

            Никто бы и не против, если бы эта кампания была профинансирована с других источников, а не за счет средств, собранных на капремонт, в порядке обязательного платежа с собственников.

            На эти цели предусмотрели 2,5 миллиарда рублей в 2017 году и распоряжение исполнительной власти имеется, только собственник не знает и не ведает ни о чем. Самое интересное, что это деньги не регионального бюджета, за которые нужно нести ответственность тем, кто выдает подобные распоряжения, а вложенные собственниками на святые цели – капремонт «дырявых крыш и гнилой инженерии» в домах.

            И подрядчик имеется Московский карачаевский завод с дочерним предприятием в Омске, которое планомерно и регулярно направляет автомобильные фуры с 4-мя комплектами лифтов (начали с Братска и Усть-Илимска). Этим же транспортом демонтированные лифты увозятся, но не как металлолом, а конечно же, проводится им реставрация, и так процессы повторяются. Все это является завуалированной формой обмана. А ведь это собственность собственников МКД, в котором он был установлен, и эта собственность определена в денежном выражении.

            Почему собственники дома через Фонд капремонта платят полную стоимость лифта в пределах до 2-х миллионов рублей каждый, не вычитая разницу стоимости изделия реставрации. При такой постановке не исключается установка бывших в эксплуатации лифтов. Демонтируют и монтируют лифты специалисты из Омска. Аналогично такие же процессы проходят с другим оборудованием и стройматериалами.

            Все это и многое другое в капитальном ремонте требует тщательного и действенного контроля на государственном уровне, по-другому граждан – собственников защитить мы не сможем.

            Спасибо за понимание.

 

 

 

Приложение: Статья в газете «Восточно-Сибирская правда» от 02.10.2017 «Капитальная непрозрачность».

 

 

 

С уважением,

 

Руководитель проекта                                                                                           А.И. Дюкарова

 

 

20.10.2017